sacai (sacai) wrote,
sacai

Сухум-Сочи-Транзит. Часть 4: Храмы Восточной Абхазии

И вместо Нового Афона у нас получилось джип-сафари по Восточной Абхазии, если, конечно, Honda CRV с отключенным полным приводом можно так назвать.
Выехали, правда, с опозданием на час, это, похоже, особенности местной пунктуальности. Сначала нас повезли в деревню Дранда, в Драндский собор Успения Божьей Матери первоначальной постройки 6 века.

Драндский храм

В 19 веке здесь был основан мужской монастырь, с приходом советской власти преобразованный в тюрьму.

Монастырская тюрьма

Что характерно, с уходом советской власти обратного преобразования не случилось, но сам храм хорошо отреставирован (хотя оригинальные фрески при реставрации полностью утрачены), на стенах оставлены открытые участки старой кладки.

Открытые участки старой кладки на стенах храма

Собор действующий, но посетителей при нас было немного.

Купол Драндского храма изнутри

Во дворе храма - развалины монастырских помещений, которые еще требуют реставрации.

Развалины изнутри

Развалины снаружи

Традиционно, храм стоит на небольшой, но возвышенности, с которой открывается маленькая уютная панорама.

Вид от Драндского собора

Затем мы поехали через Очамчиру в Илорский храм св. Георгия Победоносца, по пути распечатав каравай купленного в Дранде хлеба - собирались покормить прихрамовых цесарок. Цесарки, впрочем, оказались с характером, от хлеба отказались, да еще и подняли гвалт, чем изрядно удивили Майю: "Я их кормлю!.."

Во дворе Илорского храма

Этот храм знаменит мироточащими иконами (мне, некрещенному, таки не удалось зафиксировать процесс, хотя Даша что-то заметила) и бескомпромиссным отношением к понаехавшим посетителям: женщины только в юбках, мужчины только в брюках, в самом храме запрещено фотографировать. Во дворе храма запреты не особо соблюдаются, но в само здание Оксана с Масей не пошли.

Колокольня Илорского храма

Вход в Илорский храм

Из колодца во дворе можно набрать чистой святой воды, мы опять-таки не рискнули набирать - кто знает, как вода подействует на беспартийных некрещенных, ведь впереди была долгая и мучительная дорога к Бедийскому храму.
Долгая и мучительная, поскольку за пределами основных трасс, бывших при советской власти федеральными, за которыми следят и которые периодически делают получше, чем в Сибири, в Абхазии остались одни направления в состоянии "после атомной войны". А теперь представьте себе серпантин в таком состоянии. Тяготы пути, впрочем, компенсировались красотой здешних гор и караваем хлеба, который Мася с Федей успешно уполовинили.

По дороге в Бедию

Наконец, добрались до Бедийского собора постройки 10 века. Часть зданий храма лежит в руинах, в основном здании только начата реставрация, так что пока храм представляет собой исключительно туристическую ценность как памятник архитектуры и смотровая площадка.

Руины Бедии

Под огромным туком оборудовано место для отдыха. Наш гид-водитель Джамбул (воевал в местную гражданскую, сейчас таксует и возит экскурсии) рассказал,что один из стволов тука пришлось поднимать домкратом и подпереть кирпичами.

Тот самый тук

Бедийский собор

Врата Бедийского собора

Внутри все готово к реставрации на 146 процентов

Обратная сторона храма, руины и раскоп

Вид, конечно, отсюда открывается на всю Восточную Абхазию, вот только туристов сюда фирмы, которые массово занимаются этим в Сухуме, не возят. Даже Сахо, который вез нас в Сухум из Сочи, не возит. Дорога... ну, в общем, вы поняли. К тому же, аборигены не особо знают собственную историю за пределами последней войны, всю информацию приходится искать в этих ваших Интернетах.

Вид от храма

Вид на храм с дороги в Ткварчал

Из Бедии, все теми же дорогами направлениями едем в город Ткварчал. При советской власти в окрестностях города были угольные шахты, на местных углях работала местная ГРЭС, а прямо от вокзала в горы, к шахтам, вела канатная дорога. Сейчас ГРЭС мертва - в войну из трансформаторов слили все масло на топливо, - канатная дорога стоит, а посмотреть можно только на мемориал двух войн, Великой Отечественной и местной, и на железнодорожный мост через ущелье. Оставшиеся в городе люди живут в основном натуральным хозяйством и торговлей. Шахты выкуплены бизнесменами из Турции, добыча угля ведется, но в не сильно больших масштабах и открытым способом, соответственно, и рабочих мест меньше.

Жилой (возможно, частично) дом в Ткварчале

Трубы ГРЭС

Мемориал двух войн

Железнодорожный мост

Обратный путь по федеральным трассам проходит гораздо быстрее. По пути заезжаем на горячий Кындыгский источник (100 р, время не ограничено).

Собственно, источник

В нижнем бьефе, относительно источника, несколько бассейнов разной глубины и температуры, плюс рукотворные водопады в качестве душа.

Душ-водопад

Для тех, кто привыкает к земле, есть небольшой участок лечебной грязи. Вода минеральная, мягкая, сероводород есть, но недостаточно для запаха. Растекаться по бассейнам можно хоть целый день.

Детский бассейн

Растекаться можно хоть целый день

Поставили себе галочку на память - съездить еще раз на источники в прохладную погоду.

Кстати, пример толкового использования геотермальной энергии располагается неподалеку от этих источников - тепличное хозяйство. Сейчас там вырашивают помидоры, которые можно тут же и купить оптом и в розницу (90 р за килограмм, но это в мае, грунтовых местных помидоров еще нет), выкуплена земля под расширение, будут выращивать огурцы, перец, другие овощи. Управляют всем этим абхазы из Турции.
Так завершилось наше джип-сафари (1200 р с человека). Погода к вечеру испортилась, поэтому на следующий день запланировали дальнейшие прогулки по городу.

Продолжение следует...
Tags: Абхазия, Бедия, Дранда, Илора, туризм, храмы

• Питер в разном: лето

Множество моих путешествий были связаны с работой. Однако есть город, где я ни разу не был в рабочей поездке летом. Сегодня завершаю рассказ о…

• Питер в разном: весна

Множество моих путешествий были связаны с работой. Однако есть город, куда приятно ездить не только отдыхать, но и работать, если есть свободное…

• Питер в разном: зима

Множество моих путешествий были связаны с работой. Однако, есть город, куда я ездил не только учиться и работать, но и трижды отдыхать: Питер. И в…