sacai (sacai) wrote,
sacai

Пицунда. Отдых на обочине.

Ближе к концу отпуска, когда окрестности и музеи Сухума были в очередной раз исхожены, а Оксана успела сходить в пару походов, мы наконец собрались прикоснуться к советским туристическим местам. Наша хозяйка Света svetessa отговаривала нас от Гагры ("Гагра?! Фу-фу-фу!"), и, как позднее выянилось, была в чем-то права, но мы были непреклонны в своем заблуждении. А, поскольку ехать от Сухума до Пицунды-Гагры сильно подальше, чем до Афона, и в один день с ребенком было бы трудно успеть везде пробежаться, мы забронировали в Пицунде комнату на пару суток, переночевать.

В стародавние времена Пицунда, или Питиунт, была, как сейчас говорят, крупным логистическим центром. Во времена не столь отдаленные она стала центром туристическим, куда ездили в первую очередь для пляжного отдыха. И в этом году там ждали наплыва туристов... но не из Сухума, откуда прямых рейсов до Пицунды практически нет - нужно ехать до пицундского поворота с трассы, а дальше добираться местными маршрутками. Это и понятно - отдыхающих ждут с северо-запада.
В местной маршрутке мы ощутили своеобразие здешнего гостеприимства - цена проезда до "Самшитовой рощи" для нас оказалась ровно вдвое выше, чем для местных граждан (60 р вместо 30 р). Что-то выдавало в нас уроженцев Сибири - то ли овал лица, то ли светлая кожа, то ли волочившийся сзади парашют.
Разумеется, мы остановились не в пансионате, это бы обошлось нам не вполне бюджетно (а цены 2016 года на сайте так и вовсе радуют, спасибо партии за это и лично знаете кому). Просто улица Молочная по OSMAnd располагалась неподалеку от этой остановки. И, разумеется, мы свернули не совсем туда, поэтому сначала вышли к дикому пляжу

Если от этого места пойти направо, можно попасть прямо на пляж "Самшитовой рощи", ухоженный пляж с шезлонгами и тентами.
Потом мы таки нашли улицу, но выявился маленький нюанс: местные жители не знают, что у их домов вообще есть номера. "А вы к кому? Скажите, и мы скажем, где это".
Нашу домохозяйку зовут Арда, и нас благополучно провожают к домику в цветах с большой громкой собакой

Арда, в прошлом герой абхазской войны, ведет хозяйство, сдает комнаты туристам и кормит их простой, но вкусной домашней едой на завтрак и ужин. Оставляем вещи и выходим на остановку.
Если перейти дорогу, открывается вид на бескрайние местные поля

Кстати, виноградники здесь тоже есть, ближе к пицундскому повороту, принадлежат Сухумскому винзаводу "Винам и водам Абхазии", так что часть фабричного абхазского вина все же делается из местного виноматериала.
Минут через 10 останавливается местный таксист (хорошо все-таки путешествовать с ребенком!). По пути всячески предлагает свои услуги гида-перевозчика, это еще одна статья дохода аборигенов. Завозит нас через платный въезд на городской пляж, где мы и расстаемся, записав телефон на всякий случай. Забегая вперед, услуги его нам так и не пригодились.
Пляж еще пустует, сезон начинается с июня

Снова глядим в карту, ищем, где бы перекусить, и... ни одного работающего заведения, все кафе и столовки еще закрыты

Зато работают питьевые фонтанчики

Но мыжеродители, у нас с собой всегда что-нибудь есть. Перекусываем, и к нашему отряду присоединяется еще один участник: "А у вас еще что-нибудь есть?"

Отели дома отдыха первой линии, как и пляж, пока пустуют

но можно без помех осмотреть и сфотографировать местную архитектуру

Вот, например, какое сочетание техник соцреализма и острова Пасхи:

Гуляем, без суеты дышим сосновым воздухом и морем

Кстати, эти лавочки недавно покрасили. Прямо по выпавшей на них хвое.
Поднимаемся нехожими тропами ступеньками

ради вида на небо, море, облака

Еще один образчик соцреализма

И гипсовый барашек

Проходим через один из отелей

явно морской тематики

но и здесь пища лишь духовная, в виде памятников

и, внезапно, модели Солнечной системы.

Это уже район старого маяка. Маяк, в отличие от сухумского, давно выведен из работы и еще при советской власти застроен отелями

Так мы, неожиданно для себя, выходим с пляжа в реликтовую сосновую рощу (и, соответственно, со стороны рощи обратно пройти не составляет труда, безвозмездно, то есть даром, против 50 р с центрального входа)

а из нее, через уютное старое кладбище,

к очередному неработающему кафе

и, наконец-то, к Кипарисовой аллее.

На ней можно найти работающую кафешку, подкрепиться хачапуром, и от пищи телесной снова прийти к пище духовной, а именно к Пицундскому храму

В разных источниках он зовется то просто храмом, то, более точно, собором в честь Андрея Первозванного. Построен в X веке, неоднократно перестраивался и обновлялся. Сейчас, насколько я понял, по назначению он не используется, но превращен в храм культуры с органом

удобными креслами

и роялем

на который грустно взирает с купола Иисус Иосифович

Под таким взглядом не очень-то схалтуришь.
Говорят, что периодически власти пытаются перенести орган в другое помещение, что порождает в народе очередной повод побухтеть.
В западной части храма - гробница апостола Андрея и прикнувшего к нему Симона Кананита. Судя по всему, туристы, которые ее посещают, верят исключительно в золотого тельца

По мне, так бросать монетки в чей-то гроб - проявление идиотизма и неуважения к покойному, даже если он наполовину легенда.
Часть стены освобождена от штукатурки. Видно, что древние строили из того, что было

а был на этом месте храм II-VI веков, от которого сохранились только развалины алтарной части

Здесь же, внезапно, с религией встречается наука: справа - церковная лавка, слева - лаборатория.

Серое здание за развалинами - это больница скорой помощи

Напротив храма - музей

где мы, собственно, и узнаем, что Питиунт был крупным логистическим центром Причерноморья

Стены музея украшены современной росписью на древнегреческие темы

А это уже оригинальные мозаики тех времен

Иногда оригинал настолько в плохом состоянии, что его заменяют копией

На выходе из храма - древний памятник "Три брата"

Рядом с храмом - тенистый (местами) парк

а в парке, неожиданно - стойка для буккроссинга

На улицах пустынно

Социальная реклама для местных водятлов, этих птиц на дорогах Абхазии полно, к сожалению.

Пытаемся дойти до озера, но путь нам преграждает то свалка,

то, внезапно, новостройка с апартаментами

Останавливаемся в кафешке, поесть лаваша. Разговорились с хозяином-грузином о различиях в нюансах армянского, узбекского и грузинского лавашей (и, я думаю, вы уже догадались, какой именно считается лучшим в этом кафе). А вот и процесс производства нашего лаваша в деталях:

Справедливости ради, армянский лаваш в Сухуме на Маяке все таки лучше, более пышный и менее сухой.
Второй день в Пицунде мы посвятили Гагре, между городами ходят маршрутки и автобусы. На обратной маршрутке спонтанно доехали на противоположный конец Пицунды, в район рыбзавода. В этом месте прекрасный мелкогалечный пляж

а дальше, у старого санатория - и вовсе песчаный

В этом районе есть даже трехзвездочные клуб-отели на первой линии, вот один из них (вид с пляжа)

Палатка на переднем плане - это сверхбюджетный вариант. А так отсюда выглядят отели первой линии в центре Пицунды:

В прозрачной воде колышутся сотни медуз, принесенные накануне к берегу штормом

Обратный автобус пришлось подождать на детской площадке

Что интересно, в автобусе висело расписание и стоимость проезда. Однако, пара туристов, вышедших за остановку до нас, спросили у водителя, сколько стоит. И, разумеется, заплатили на 5 рублей больше. Так здесь любят туристов.
Последним утром в Пицунде мы распрощались с хозяйкой и пошли по пляжу к "Самшитовой роще".

Пляж при пансионате с шезлонгами и тентами. Даже отдыхающие уже есть.

С пляжа беспрепятсвенно можно пройти в детский городок, над которым тоже предусмотрена крыша

Странная скамейка - плачущий ангел держит на коленях чертика

А вот и самшиты

Аккуратные дорожки и цветники над скамейками

Мини-футбольное поле

Фонтан перед главным корпусом

В общем, все признаки дорогого пансионата.
С моря внезапно приходит ливень. Укрываемся в летнем кафе

Кофе, правда, попить не удалось. "Через полчаса откроемся... если бармен придет". Даже в дорогом пансионате сервис с национальным колоритом.

У выхода из пансионата мы таки взяли такси до пицундского поворота, чтобы не мокнуть. Водитель осторожно пытался нас развести на поездку до самого Сухума, но 3000 р как-то много, при наличии других вариантов.
...Где-то на полдороге до Сухума дождь кончился.
Вывод мы сделали простой - Пицунда хороша для пляжного отдыха, особенно в районе рыбзавода. Но экскурсии отсюда по остальной Абхазии обойдутся дороже, поскольку город стоит не на трассе.

Продолжение следует...
Tags: Абхазия, Пицунда, туризм

• Кошка встречает зиму

Кошка к зиме стала... нет, не спокойной, а пушистой. И кушает теперь трижды в день. На самом деле, вечернюю порцию она растягивает на ночь. Как…

• Нечего сказать...

Сегодня ушел один из моих старых знакомых еще фидошного периода. Не от актуальной заразы, на ней свет не сошелся клином. Живьем мы давно не…

• Когда остаются игрушки одни...

Иногда в детских играх участвует и кошка. Добровольно и с песней, просто выбирает момент, когда игрушки на полу есть, а детей с…